С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ИННОВАЦИИ.
Думаете с совсем НОВОГО и доселе никому неизвестного, скажем с каких-то фактов, наблюдений, мыслей, размышлений или, что более приближенно к нашей теме – с новой Идеи? С чего же ещё? Ведь термин «ИННОВАЦИЯ» уже в самом слове несет НОВОЕ, СВЕЖЕЕ, ПЕРЕДОВОЕ, а именно ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕБЫЛО. Скажем так, да не так.
Специалист, занимающийся творческой работой, созданием новых товаров, изделий, машин, всегда рискует попасть в невидимый плен имеющихся мысленных шаблонов, именуемых более известным и подходящим словом «стереотипы».
Стереотипы нужны человеку для быстрого ориентирования: от классификации и мгновенного понимания объекта, ситуации, созерцания чего угодно до последующих реакций и ответных действий.
Стереотипы. Парадокс «ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА».
Этот замечательный механизм природа дала нам как защиту от перенапряжения в стандартных и повторяющихся ситуациях, и как средство обеспечивающее психологический комфорт, очень удобное в повседневной жизни. Но для инноватора, создающего новинки, эти «такие удобные, уютные и хорошо знакомые мысленные картинки шаблоны-стереотипы» являются настоящей ловушкой, да что там, настоящей западней для креативных мыслей, вырваться из которой не так-то просто.
По своей сути, ситуация на первый взгляд парадоксальна - инноваторы , «двигаясь вперед, смотрят назад», т.е «в зеркало заднего вида». Не верите? Тогда давайте посмотрим историю и факты. Какие есть примеры?
Инновации в сфере «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ».
Самый первый автомобиль представлял собой обычную телегу, только без лошади.
Несмотря на разных авторов первых автомобилей у всех первых изобретателей стереотипы были очень крепкими. И одинаковыми.
Однажды талантливый Генри Форд сказал гениальную «вещь», общую для всех того времени: «Людям нужна более резвая лошадь!».
Сегодня у нас уже другие, новые стереотипы, но они также по прежнему цепко владеют мыслями инноватора.
Инновации в сфере «ЗВУКОЗАПИСЬ –ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ».
Ту же картину с плененными мыслями о прошлом мы видим даже в прорывной инновации, какой является создание цифрового компакт-диска CD в начале 80-х годов.
Мало кто знает, что самые первые СD были размером с большую виниловую пластинку!! Все правильно, ведь стереотипом и был именно стандартный размер большой виниловой пластинки. В статье японского журнала «JEI» (JOURNAL of electronic Indastry) за декабрь 1977 года описывается разработка записи на диск (внимание!) -диаметром 35, 6 см.
И только гораздо позже, когда убедились, что компактный размер вмещает в себя все песни с классических виниловых пластинок приняли новый стандарт – 12 сантиметровый круг, тот, который мы все хорошо знаем сегодня.
Второй пример «взгляда в прошлое», материал для нового цифрового носителя был использован точно такой , как и для граммофонной пластинки – винил. Только с отражающим поверхностным слоем. Ничего удивительного, как мы уже понимаем.
ТАК С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ИННОВАЦИИ?
Инновации начинаются еще до их проработки, с понимания того факта, что стереотипы для инноватора это крепкая клетка с замком, ключи от которого находятся где-то вне, за её пределами.
Как найти и как подобрать нужный ключ, чтобы освободить сознание от пут прошлого? Об этом и о многом другом, профессиональных приёмах, методах и технологиях создания инноваций, мы регулярно рассказываем на проводимых нами специализированных семинарах.
Следите за расписанием тем семинаров.
Только специальные знания и профессиональные секреты такого сложного процесса как создание потока инноваций, могут стать реальной основой разработок и скорого появления на российском и зарубежном рынках конкурентоспособных новинок.
Директор по маркетингу и инновациям
инновационного центра «АЛЕОН»